Думаю, все, кто мало-мальски интересовался Титаником знает, что на его борту был аналог современного spa-комплекса — турецкая баня (хаммам). А много ли вы знаете о самой бане, её истории и что она представляла из себя на борту лайнера? Если да, то данная статья не для вас)) А для всех кто заинтересовался представляю свою новую работу — «Турецкие бани на Титанике». Читаем, делимся впечатлениями, дискутируем))

Немного истории.
Как известно, жизнь родилась в воде. Переход жизни на сушу происходил миллионы лет, но вода осталась важной, если не основной составляющей нашей жизни. Все цивилизации создавались там, где текла вода. На протяжении столетий, у различных народов, вода была символом жизни и чистоты. В отношении воды, у различных народов, живущих далеко друг от друга, были религиозные схожие культы и схожие обряды очищения.
Турецкая баня — это несколько элементов народной культуры в одной-единственной процедуре, которая несёт человеку молодость, здоровье, чистоту, покой и радость общения. «Хаммам» как явление восточной цивилизации имеет богатую и древнюю историю. Он обязан своим появлением римским термам, идея которых не исчезла вместе с империей.
Считается, что культуру париться по-восточному турки переняли от арабов, а те, в свою очередь, от римлян. Показательно, что распространение хаммамов в Азии шло одновременно с исламом.
Слово «хаммам» встречается как в арабском языке, так и в иврите, и означает «жар» или «греть». Много лет назад это слово вошло в турецкий язык, и именно так стали называться турецкие бани. Отличительной чертой хаммама является температурный режим в диапазоне от +30 до + 55°С. Он идеально подходит тем, кто не любит или не переносит высокие температуры. Влажность в парильне достигает 100%.
Поначалу хаммамы были важным элементом ритуального омовения и сооружались при мечетях. Впоследствии (примерно с VIII века) их функциональность расширилась: турецкие бани стали все больше напоминать римские термы — и внешне, и по смыслу (как средство гигиены, лечения и общения), превратившись в важнейшие центры светской жизни.
Богатство турецкого города нередко определялось по количеству и внешнему облику бань, которые играли и играют в социальной жизни немалую роль, несмотря на наличие в современных домах ванн и душевых кабин. В частности, для большинства турецких женщин хаммам – это единственный способ «выйти в свет»; не менее важен хаммам в социальном плане и для мужчин. Первые турецкие бани появились в Константинополе. Римские термы послужили прототипом турецких бань. Снаружи турецкие бани имели куполообразные своды с множеством сквозных отверстий, мраморные сооружения с высокими колоннами и фонарями на потолке.
Полы и стены бань были покрыты очень красивой фаянсовой плиткой; вода из бронзовых кранов лилась в большие мраморные раковины, из которых люди обливались с помощью серебряных и золотых тазов. Ванн в банях тогда не было из-за суеверия, что в стоячей воде водятся злые духи. Турецкая баня состоит из нескольких отделений: раздевалки, мыльного отделения, массажной комнаты и комнаты для отдыха. Из мыльного отделения через узкий проход можно попасть в парилку, затем парильщики (парильщицы) моются и идут к массажисту, после чего – отдыхают.
Каждое помещение имело свой орнамент. Пол был выложен мраморной плиткой и подогревался снизу котлом с водой, нагреваемый дровами (или мазутом, нефтью). Перед парением пол поливали горячей водой, в результате чего образовывался пар. На ноги надевали деревянные башмаки, они защищали ноги от жара нагретого пола и делали безопасным хождение по скользкому от воды и мыла мрамору, также они защищали кожу ног от потоков воды, содержащей едкие вещества для удаления волос и другую грязь.

Развитие Турецкой бани в Европе и Северной Америке.
В Европе хаммамы появились впервые в Германии и Англии в XIX веке. Лекари тех времен утверждали, что такие бани — панацея практически от всех болезней. Посещением хаммама рекомендовалось лечить астму, бронхиты и простуды, холеру и жар. Европейцы обычно понимали под «хаммамом» те бани, которые видели в Турции, поэтому стали называть его «турецкая баня». В Западной Европе хаммам являлся экзотическим способом полного очищения и расслабления. В 1850-е годы в Европе всё восточное было в моде, в том числе и купание в банях восточного типа особо привлекло всеобщее внимание. Британский дипломат, автор книги «Столбы Геркулеса» Девид Юркрат, провёл много времени в Греции и мавританской Испании, где хаммамы всё ещё были широко популярны, и был поражён тем, сколько бедных пользуется их услугами. Вернувшись в Британию, он разработал детальные чертежи постройки хаммама или, как он его окрестил, «турецкой бани». Turkish-bath-advertiser-LL79Юркрат считал, что если аналогичные заведения построить в прокуренных сажей городах британских индустриальных центров, то, возможно, удастся улучшить гигиену рабочих. Поэтому, он выдвинул план «постройки 1000 турецких бань» для двух миллионов обитателей Лондона, предлагая бани в качестве «оружия» в войне против пьянства, аморальности и грязи в любом её виде. Книга Юркрата получила всеобщее признание и вдохновила доктора Ричарда Бартера построить первую «турецкую баню» в ирландском графстве Корк. «Водолечебница святой Анны» открылась в 1856 году, и до своей смерти он успел построить ещё десять подобных заведений. Затем парная баня открылась и в самой Англии, в Манчестере, и позже такие бани стали стремительно распространяться по всей Северной Англии. В июле 1860 года первый хаммам был построен и в Лондоне, его открыл Рождер Эванс, член комитета международных отношений.
Хотя воздух в бане Бартера и был насыщен паром, доктор Бартер пошёл по пути «улучшения бани», подняв температуру и создав эффект сухой бани. Такая баня стала называться «новой и улучшенной турецкой баней», «турецко-римской баней», и, наконец «римско-ирландской баней». На протяжении последующих 150 лет, более 600 турецких бань открылись в разных частях Британской империи. А доктор Джон Брэретон, открывал новые турецкие бани в Австралии (Сиднее) во время своего путешествия в эту страну, кстати, первый хаммам в Сиднее открылся даже раньше, чем в Лондоне: в 1859 году. В Канаде хаммам впервые появился в 1869 году , а в Новой Зеландии – в 1874. В 1863 году хаммам был представлен за пределами Британской империи, в США, где доктор Чарльз Шепард открыл первую турецкую баню в Бруклине.
В 1862 году турецкие бани стали широко распространятся в Германии, Америке и Австралии. В том же году была создана компания «Лондонская и Провинциальная Турецкая Баня», которой были построены бани Джермин Стрит.
Турецкие бани появлялись в Париже и в немецких городах Нюдерсдорфе, Фридришсхафене и Виттенгберге. Швед Карл Курман способствовал постройке двух турецких бань в Стокгольме.

В 1871 году он написал работу «Om Bad» («О банях») – одно из первых глубоких исследований о бане, которое превознесло Юркрата за то, что он представил восточную баню на западе.
Медицинские журналы были полны противоречивыми высказываниями за и против турецких бань. Публиковались брошюры, проводились лекции, собирались дискуссионные группы. Одни говорили, что «турецкие бани могут излечить всё». «Юркрат – шарлатан», утверждали другие. Впрочем, большинство признавало факт общей профилактики и пользы для здоровья человека, постоянно принимающего баню.

А вот в Америке турецкие бани не получили широкого распространения. Turkish-Baths-at-Jermyn-Street-ad-426x559Индустриальная революция ежедневно поставляла в США тысячи эмигрантов из Европы. Большинство из них поглощали быстро развивающиеся фабрики и заводы. Инфраструктура городов с трудом поспевала за таким огромным количеством людей. Мест для купания было мало и практика парения не получила широкого распространения. Пять из шести обитателей городов «в качестве бани имели только бадью и мочалку», как утверждала одна из газет, проводившая исследование в 1880х. Горячая баня использовалась только для больных, а для остальных таза с прохладной водой и мочалки было вполне достаточно. Даже после появления многоквартирных жилых домов в индустриальных центрах бани не строились, и ничего не было сделано для их распространения. Только изобретение душа и массовое производство ванн незамедлительно получили всеобщее признание, ибо это было нововведение, которое соответствовало ускоренному стилю жизни. Интерес к общественным паровым баням и вовсе иссяк, так как индустриализация Америки ненасытно поглощала всё свободное время людей. Те не¬сколько турецких бань, которые ещё продолжали существовать, были скорее салонами для богатых людей или служили для лечебных целей в больницах, но никак не для большинства.
В начале ХХ века турецкие бани по прежнему были доступны только для элиты, хотя некоторые медики выступали за то, что парные бани по праву должны стать частью больниц, отелей и домов для престарелых. Даже предлагались чертежи для массовой постройки недорогой турецкой бани в доме. Но большинство американцев с подозрением относились к чужеземным обычаям и поддерживали ванны и душ.
Слава турецких бань облетела весь мир, и ныне они встречаются почти повсеместно. На ведущих мировых курортах хаммам является обязательным видом услуг для клиентов — времяпровождением, несущим красоту и здоровье, внутреннюю гармонию и покой. Но вернёмся на 100 лет назад.

Часть вторая

Часть третья

Реклама