Турецкие бани на «Титанике».

Начало ХХ века. Крупнейшие судовые компании Великобритании «Кунард» и «Уайт Стар Лайн» ведут конкурентную борьбу за пальму первенства в морских пассажироперевозках. В 1907 году «Кунард» выпускает на трансатлантический маршрут своих «гончих» — лайнеры «Мавританию» и «Лузитанию», которые неоднократно отбирали друг у друга «Голубую Ленту Атлантики» — приз за самое короткое время пересечения Атлантического океана. «Уайт Стар» не отстаёт с ответом и анонсирует о строительстве двух больших судов, к которым позднее должно было добавиться третье. Прекрасно понимая, что тягаться в скорости им не под силу (ведь скорость это слишком дорого), руководство делает ставку на сервис, роскошь и комфорт пассажиров. Будущие лайнеры «Олимпик-класса» должны были стать настоящими плавучими дворцами. А какой же дворец без турецких бань? «Уайт Стар Лайн» первая компания, которая установила подобные комплексы на своих судах. И первым пароходом, предоставляющий услуги хаммама и небольшого бассейна, был не «Олимпик» или «Титаник», а «Адриатик» в 1907 году. Всё убранство бани было хорошо продумано и оформлено, ведь для реализации проекта были приглашены дизайнеры, специализирующиеся на декорировании турецких бань. Расположение комнат, так же старались сделать традиционным для хаммама. Данный комплекс стал пользоваться большим спросом. Пассажиры наслаждались процедурами, парились, познавали особую философию хаммама, а в это время, буквально за стеной, бушевали холодные воды Северной Атлантики, что придавало турецким баням ещё больший шик. Именно это сделало «Адриатик» самым популярным судном компании.1907plan

Adriatic From the collection of Christopher Jones

SPA-комплекс (турецкие бани, бассейн и спортзал) на борту «Адриатика» 1907 год.

Можно с уверенностью сказать, что у Брюса Исмея не возникло сомнений насчёт размещения турецких бань на борту новых лайнеров. Но уже было решено обойтись без консультантов, ведь, по сути, расположение помещений и оборудования не имело никакого значения для оптимальной и эффективной работы турецкой бани.
Итак, турецкие бани «Титаника» располагались на правом борту палубы F, сразу позади плавательного бассейна. К ним можно было пройти спустившись по Парадной лестнице. Это сейчас, на современных лайнерах, можно принять душ в каюте и спуститься в хаммам в тапочках и халате, но в то время это было недопустимо. Пассажиры первого класса должны были спуститься вниз полностью одетыми. Зайдя в турецкую баню, посетители, прежде всего, направлялись в «холодную» комнату (от анг. cooling room), где в раздевалке переодевались и брали чистый комплект полотенец, одно стелили на кушетки или стулья, вторым обматывались. А чтоб не нагрело голову, надевали шапочку. Одновременно в бане могли находиться двадцать человек, но это кажется маловероятным, т.к. просто не было возможности хранить в безопасности вещи всех этих посетителей. Вещи сдавались помощнику банщика, который закрывал их в шкафчике. Более ценные вещи, такие как бриллианты, золото, бумажники итд, сдавали на хранение в запираемые пронумерованные ячейки (от 1 до 16, исключая 13 номер), расположенные на стене в вестибюле.
«Холодная» комната являлась, несомненно, одним из ярких помещений «Титаника». Она была декорирована в экзотическом Арабском стиле XVII века и её всегда изображали в рекламных проспектах «Уайт Стар Лайн», когда говорили о турецких банях. Стены обшиты расписными светло-голубыми и зелёными плитами, окруженные широкими и тёмно-голубыми панелями. Потолочные карнизы и бимсы были позолоченными, в нишах установлены красные панели с оригинальными латунными плафонами. Все двери, настенные панели были тиковые. Металлические колонны были обшиты так же тиком, со сложным резным мавританским орнаментом. Над входной дверью установлен полукруглый позолоченный купол, похожий на те, что устанавливались на мечетях. На полу — линолеум, с синими и белыми узорчатыми плитками.
В комнате размещалось несколько тканевых стульев, пять низких кушеток, а между ними удачно вписались в интерьер небольшие столики в дамасском стиле и установленные на них «восточные» лампы.
На передней стене был установлен мраморный фонтанчик с питьевой водой, с краником в виде головы льва. С противоположной стороны комнаты, прямо у раздевалок, стоял туалетный столик с поворачивающимся зеркалом. Некоторые из посетителе турецкой бани любили взвешиваться до и после процедур, что бы узнать сколько они сбросили лишнего веса. Для этих целей в «холодной» комнате стояло кресло-весы.
Хотя знакомство пассажиров с турецкими банями «Титаника» начиналось именно с этого помещения, но по традиции здесь расслаблялись уже после всех процедур.
Безымянныйrhr
Турецкие бани на борту «Титаника»

В отличии от «Олимпика», «холодную» комнату на «Титанике» было решено расположить внутри корпуса (т.е. она не граничила с обшивкой борта), и поэтому не имела иллюминаторов. Но дизайнеры нашли решение и в переборке, граничившей с общим коридором бани, были вырезаны иллюминаторы, завешенные деревянными шторками-решётками, так называемыми «Каирскими шторками». Такое решение давало дополнительное освещение комнаты и создавало иллюзию, что за окном светит солнце.
TitanOlympicYBigPlan
Комплекс турецких бань на «Олимпике».

turkish+bath

Olympic-F-Turkish-Baths
Наиболее узнаваемая «холодная» комната на «Олимпике».

После всех приготовлений купальщик проходил в «тёплую» комнату (от анг. temperate room).

Часть первая

Часть третья 

Реклама