23.40. Северная Атлантика. Впередсмотрящие «Титаника» замечают прямо по курсу немного правее носа судна айсберг. На мостике слышна команда «право на борт». Стоп, т.е берётся курс на айсберг?… Разберёмся.
В наши дни рулевой судна, услышав команду «лево на борт», без раздумий повернёт штурвал максимально влево и соответственно судно повернёт влево. Однако в 1912 году такая логическая цепочка не сработала бы, т.к. всё было в точности наоборот. Т.е. при команде «лево на борт» штурвал необходимо повернуть максимально вправо. Спросите, почему так, что за бред? Увы, но ответ на данный вопрос растворился в истории, но, возможно, истоки стоит искать во времена парусных судов, ведь большая часть терминологии на пароходы перешла имена с парусников. Нет никаких сомнений, что эта система командования была неудовлетворительной и вводила в заблуждение неопытных матросов. Лишь в начале 1920х команды изменились и систематизировались.
Зная это, можно объясняет тот факт, что увидев с мостика айсберг с правой стороны от носа «Титаника», сначала была отдана команда «право на борт» (нос лайнера поворачивает влево, обходя айсберг), а затем «лево на борт» выводя из-под удара корму (нос поворачивает вправо).
cp_image013

Реклама