Совсем скоро о Титанике заговорят мировые СМИ, ведь близится очередная годовщина гибели лайнера. Вновь все вспомнят о коварном управляющем компании Брюсе Исмее и отсутствии биноклей у вперёдсмотрящих, крейсерской скорости среди айсбергов и т.д. Ну а как же ещё без Селин Дион… «Человеческий фактор», как любят говорить в таких случаях.

Но я предлагаю взглянуть на катастрофу другими глазами и понять настолько ли всё плохо было сделано командой «Титаника», и настолько ли «виноват» именно человеческий фактор. С сегодняшнего дня будут выходить ряд статей, разбивающие стереотипы о катастрофе. Отдельная благодарность за помощь моему другу и коллеге по цеху Антону Логвиненко. Следите за обновлениями. Итак, «Нечеловеческий фактор».

Забудьте все. Забудьте все что вы знаете.

Основной проблемой недопонимания тех или иных событий, произошедших в прошлом, является то, что мы пытаемся смотреть на события прошлого, с точки зрения современного человека. Прочитав книги или посмотрев документальные фильмы, мы обладаем информацией, которая является результатом сотен лет исследований сотен ученых. Это хорошо, но забудьте все. Люди жившие 100 лет назад не обладали этими знаниями и поэтому думали по другому. Мы должны поставить себя на место тех людей, которые жили в 1912 году, взглянуть на начало ХХ века их глазами. А для этого нам необходимо забыть современный мир.
Следствием такого неправильного подхода к изучению истории, стало появление множества мифов и заблуждений. Все мы слышали об обвинениях в сторону капитана Смита и экипажа «Титаника», о обвинениях в сторону генерального директора «White Star Line» Брюса Исмея или в сторону радистов. Эти обвинения можно понять. Человеческая природа такова, что мы всегда ищем ответы, на волнующие нас вопросы, но основной проблемой для поиска правильных ответов, является человеческая лень. Большинству людей гораздо проще найти козла отпущения, на которого можно повесить всех собак, чем приложить усилия и детально разобраться в ситуации. Но вам и не нужно идти в библиотеку и обкладывать себя десятками книг. Для этого есть исследователи, и для вас мы пишем эти статьи, которые, надеюсь, помогут вам в поиске ответов.
В начале ХХ века пароходные компании вступили в соревнование, которое можно сравнить с космической гонкой между СССР и США. Это было соперничество за господство в Северной Атлантике. Океанские лайнеры в то время были таким же чудом техники, как космические корабли в 60х. Самолеты только зарождались и единственным средством пересечения Атлантики были пароходы. С каждым годом они становились все больше и быстрее. Уже в 1897 году, позиции Великобритании, Владычицы морей, поколебала Германия, построив 198 метровый пароход «Кайзер Вильгельм дер Гроссе». Развивая скорость в 22,3 узла, он стал первым немецким судном, выигравшим Голубую Ленту Атлантики. Т.е. уже в 1897 году лайнеры пересекали Атлантический океан со скоростью 22 узла. В 1906 году, Великобритания, в лице пароходной компании Кунард, ответила Германии построив лайнер «Лузитания». Она отобрала Голубую ленту Атлантики у немцев, когда пересекла океан со скоростью 24 узла. Когда в строй вошла ее сестра «Мавритания», две сестры оставили позади немецкие и французские пароходы, и соревновались в скорости между собой. Рекорд скорости «Лузитании» был 25,85 узлов. В 1909 году «Мавритания» установила новый рекорд — 26,06 узлов во время пересечения Атлантики, и удерживала Голубую ленту Атлантики до 1929 года. Как мы видим, высокая скорость пароходов в Атлантике — более чем нормальная практика. Капитаны этих кораблей говорили, что никогда не снижали скорость в ясную погоду. Очень важным было (и есть сейчас) прибытие по расписанию. Поэтому все капитаны трансатлантических лайнеров, предпочитали не снижать скорость даже получив предупреждения, если горизонт чист. «На трансатлантическом пути вы можете за рейс получить сотни ледовых предупреждений и не встретить ни одного айсберга. И если снижать скорость из-за каждого предупреждения, путешествие через океан займет вместо 7 дней — месяц!» — говорили опытные капитаны. Здесь следует сделать несколько отступлений:

1. В 1912 году существовало 2 основных пути, по которым пассажирские лайнеры пересекали Атлантику — Северный и Южный. Северный — короче но опаснее, а Южный — длиннее, но безопаснее. Эти пути были изучены так же хорошо, как и ваш путь из дома в ближайший магазин и обратно. Там всегда было множество кораблей, и казалось, все опасности уже изучены.

2. Сегодня, корабли пересекающие Атлантику, полагаются на радары и Ледовый патруль, для отслеживания айсбергов. В 1912 году всего этого не было. Вместо радаров, глазами судна были впередсмотрящие и на них капитаны полагались целиком и полностью.

Продолжение следует…

Реклама