10 апреля 1912 года. Причал «Уайт Стар Лайн» в Саутгемптоне переполнен людьми. Одни пришли прикоснуться к истории, другие же непосредственно в ней поучаствовать. Величественный лайнер «Титаник» отправляется в своё первое путешествие через Атлантику, собрав на своём борту как самых знаменитых, богатых и успешных людей своего времени, так и самых бедных, для которых путешествие на «Титанике» начало красивой истории там, за горизонтом, где их будет встречать Статуя Свободы, даря билет в новую жизнь.
Ровно в полдень, со свистком «Титаника», 1809 человек отплывают навстречу судьбе…

Стоп. А давайте немного отмотаем стрелки часов.

Многие, кто изучает историю «Титаника» могут похвастаться, что знают хронологию событий, сколько заклёпок было на корпусе и их химический состав, помнят наизусть и готовят дома блюда с ресторана 1го класса, и, конечно же, знают и спорят, почему затонул красавец лайнер. Но мало кто задумывается о мелких, но не менее интересных фактах.
В этой статье я хочу рассказать, как пассажиры и члены экипажа попадали на борт «Титаника». Вроде бы всё понятно, через пассажирские лацпорты на различных палубах. Но всё-таки давайте разберёмся, где какой класс заходил, когда и как.

Итак, Саутгемптон.
Пассажиры первого класса попадали на борт «Титаника» через два пассажирских входа на палубе В, которые находились у частных променадов люкс-кают и проходили непосредственно к парадной лестнице первого класса. Далее, кто на лифте, кто пешком расходились по своим каютам.

12Схема прохода пассажиров первого класса к своим апартаментам на палубе В Саутгемптон, Великобритания.

Посадка пассажиров второго класса проходила на палубе С. Входные порты вели непосредственно на закрытую прогулочную палубу второго класса, расположенную в кормовой части судна. Далее люди проходили к лестнице или могли воспользоваться лифтом, чтоб быстрее попасть к своим каютам.

13Схема прохода пассажиров второго класса к своим апартаментам на палубе C .
Саутгемптон, Великобритания.

Отметим, что входы для пассажиров первого и второго класса были с верхнего уровня железнодорожного терминала LSWR (London & South Western Railway). Как известно, специально к отплытию «Титаника» было подготовлено два спецпоезда. Один из них доставил пассажиров 2 и 3 класса, а так же обслугу первого класса в 9.30 утра. Второй состав со станции Ватерлоо, доставил ещё 202 пассажира первого класса в 11.30, за полчаса до отплытия «Титаника».
Взглянем теперь на фотографию, сделанную отцом Фрэнком Брауном, с посадочного трапа. Как мы можем увидеть у самого пирса расположены посадочные трапы для пассажиров третьего класса. Это палуба Е. На ней, в кормовой части, находились 2 посадочные двери, с правого борта и 3 с левого. Одна из них предназначались для пассажиров третьего класса. Вторая- для экипажа. Именно этот кормовой посадочный вход использовали семьи третьего класса и женщины третьего класса, путешествующие в одиночку. В носовой части судна, так же был посадочный входа с каждого борта. Он предназначался для мужчин третьего класса и экипажа, а так же погрузки почты. Но есть сведения, что пассажиры и экипаж могли входить через любую дверь на палубе Е, т.к. на входе стюард должен был объяснить, как пройти к своим каютам, используя для этих целей Scotand Road, коридор, протянувшиеся практически через всё судно. Указательные таблички так же помогали им добраться до кают. А что насчёт третьей двери по левому борту, то она предназначалась для старшего механика и его помощников, обслуживающего персонала машинного отделения.
Интересный факт. Кормовые посадочные двери по правому борту не предназначались пассажирам третьего класса, а использовались для посадки пассажиров второго класса.

14Фотография сделана отцом Фрэнсисом Брауном, с посадочного трапа, перед тем как вступить на борт «Титаника».

И как видим, посадка пассажиров первого класса на палубу D в Саутгемптоне не производилась.
А как же молодая Роза, поднимающаяся по трапу и вдыхающая при этом запах свежей краски на палубе D? Получается это ещё один камень в огород Дж. Кемерона ).

20Так же непонятно куда заходят пассажиры по второму трапу на палубе В? Всем известно, что кадр был зеркально отображён и на этом месте находится Café Parisien по правому борту. Да, там была дверь и открывалась прямо в кафе, но для посадки пассажиров она точно не предназначалась.

Идём далее.

10 апреля 1912 года 18.35 вечера. Шербур.
«Титаник» кидает якорь в заливе французского Шербура. Из-за своих размеров лайнер не мог зайти в порт, поэтому пассажиров первого и второго класса, их багаж, доставлял прямо на рейд тендер «Номадик», а его собрат тендер «Траффик» обслуживал пассажиров третьего класса и доставлял мешки с почтой. Оба судна были специально сконструированы для обслуживания лайнеров Олимпик-класса. Вместе они доставили 274 пассажира: 142 первого, 30 второго и 103 третьего класса.

Трап с верней палубы «Номадика» позволял подняться на борт «Титаника» прямо на палубу D. Для этой цели использовали вход по правому борту. Среди знаменитых личностей первого класса на борт поднялись Сер Дафф Гордон с женой, «непотопляемая» Молли Браун, Бенджамин Гуггенхайм.

16Схема прохода пассажиров первого класса к своим апартаментам на палубе D.
Шербур. Франция.

Затем тендер отплывал назад к кормовому входу на палубе Е и выгружал пассажиров второго класса. В это же время тендер «Траффик» высаживал пассажиров третьего класса, у второго кормового входа на палубе Е, только с правого борта.

17Схема прохода пассажиров второго класса к своим апартаментам на палубе Е.
Шербур. Франция.

Багаж вновь прибывших пассажиров загружали через соседнюю кормовую дверь, и опускали в трюм, воспользовавшись грузовым шлюзом №4. Это касалось и багажа пассажиров третьего класса. Почта же загружалась через передний (носовой) вход для пассажиров третьего класса и экипажа и опускалась к постовому отделению на палубе G.
24 пассажира, в основном из первого класса, сошли в Шербуре на берег, тем самым сохранив себе жизнь.
В 20.00 «Титаник» поднял якорь и ушёл в ночь. Впереди его ждал Квинстаун (ныне Ков).

18Схема прохода пассажиров третьего класса к своим каютам на палубе Е.
Саутгемптон, Шербур.

Квинстаун. 11 апреля 1912 года. 11.30 утра.
Будущие пассажиры третьего класса «Титаника» с самого утра собрались в порту маленького ирландского города Квинстаун. Они с трепетом вглядывались в морской горизонт, пытаясь увидеть очертания самого большого и комфортабельного лайнера своей эпохи – «Титаника». Они верили, именно «Титаник» подарит им новую лучшую жизнь, там, в далёкой Америке. Многие из них продали всё, чтоб купить свой счастливый билет. И вот, наконец, почти с часовым опозданием, лайнер, бросает якорь в бухте Квинстауна. Как и в Шербуре «Титаник» из-за своих размеров не мог зайти в порт. И здесь пассажиров к судну доставляли тендеры «Уайт Стар Лайн»: «Ирландия» и «Америка». Символично, не так ли?
Всего в Квинстауне на борт «Титаника» поднялось 123 пассажира: трое из первого класса, семеро из второго класса, остальные были бедными иммигрантами, путешествующие третьим классом.
Посадка людей на «Титаник» в Квинстауне ничем не отличалась от посадки в Шербуре, за исключением третьего класса. Теперь пассажиры поднимались на борт через передние порталы. Как и в Шербуре были и те, кто сошёл на берег, тем самым сохранив себе жизнь. Этими счастливчиками оказались 7 пассажиров первого класса и один кочегар.

Занимательный факт. Как и присуще маленьким портовым городкам, местное население не прочь заработать на туристах. Поэтому по пути к «Титанику» тендеры сопровождали множество мелких рыбацких лодок и куттеров. На них местные продавцы деликатесов, одежды, просто ремесленники пытались продать свою нехитрую продукцию новоиспеченным пассажирам. Есть сведения, что и стюарды «Титаника» покупали «сувениры», но для каких целей остаётся загадкой.

В 13:30 «Титаник» снялся с якоря под звуки «Erin’s Lament» и «Nation Once Again» ( своеобразный гимн народного движения за независимость Ирландии). Мелодии играл на волынке пассажир третьего класса Евгений Дейли.
Вот так, с 1308 пассажирами и 898 членами экипажа на борту, «Титаник» покинул Квинстаун и отправился в свой последний путь длиною в вечность.

Реклама