Многие, кто внимательно рассматривал борт судна, обращали внимание на цифры, надписи и сокращения, линии нанесённые на него. Для чего они нужны я постараюсь вкратце рассказать.
Все надписи можно разбить на грузовые марки и марки углубления. Положения о грузовой марке разработаны на основе Международной конвенции о грузовой марке 1966 года, когда все марки были стандартизированы и приняты единые правила. Данное положение применяется к каждому судну, которому назначен минимальный надводный борт.
Надводный борт – расстояние, измеренное по вертикали у борта на середине длины судна от верхней кромки палубной линии до верхней кромки соответствующей грузовой марки. Назначенный судну надводный борт фиксируется путем нанесения на каждом борту судна отметки палубной линии, знака грузовой марки и марок углубления. Грузовая марка, соответствующая сезону, не должна быть погружена в воду на протяжении всего периода от момента выхода из порта до прихода в следующий порт.
Если говорить о британском флоте и «Титанике», то здесь принято называть грузовую марку как «диск Плимсоля». Такое название вполне можно считать оправданным, если вспомнить, что впервые узаконить ее предложил их соотечественник — Самуэль Плимсоль. Его идея, предотвратившая гибель сотен тысяч человеческих жизней на море, была проста — кисть и ведро с краской положили конец перегрузке судов, которая практиковалась судовладельцами на протяжении многих столетий.
Load mark
Посмотрите на мою схему. Это круг и фигура, напоминающая гребенку. Через центр круга проведена горизонтальная линия, продолжение которой на «гребенке» обозначено буквой S (летняя марка). Это так называемая основная марка. При плавании зимой суда часто встречают штормовую погоду. Для безопасного плавания и успешной борьбы со штормом судно не должно быть перегружено, и, следовательно, зимой нужно брать меньше груза, чем летом, и иметь меньшую осадку и больший надводный борт, то есть больший запас плавучести. Это учтено на грузовой марке под основной буквой W (зимняя марка).
Как правило, грузовая марка наносится в виде полос на борт судна на мидель-шпангоут с каждого борта и красится в цвет, отличный от цвета надводной части корпуса. Марки для пассажирских и парусных судов имеют упрощенный рисунок в отличии от грузовых. В них нет шкалы для зимней марки Северной Атлантики или тропиков и др.
На каждом судне хранится свидетельство на надводный борт, и если осадка больше, чем это допускается грузовой маркой, то его капитан не имеет права выйти в море. В случае перегрузки портовая администрация, ответственная за выход судна в рейс, вправе потребовать удаления лишнего груза и даже задержать судно в порту.

Грузовые марки не стоит путать с марками углубления, так как они служат только для измерения фактической носовой и кормовой осадки на данный момент.О них далее и поговорим.
Для того чтобы можно было определить осадку судна в любое время, на форштевне и ахтерштевне, а сейчас и в средней части судна наносят марки углублений. Пользуясь этими марками, можно ориентироваться при определении дифферента и состояния судна при погрузке и разгрузке. Марки углублений используют также при заходе в порты с малой глубиной. В этом случае часто приходится разгружать суда на рейде, пока судно не получит допустимую осадку. Марки углублений вырезают из листовой стали и приваривают или накернивают на корпус судна. Они выделяются на фоне корпуса особой окраской и поэтому хорошо видны.

Untitled-1нн

Реклама