Питание, несомненно, важный момент в существовании каждого человека. Тем более если вы оторваны от дома и на долгий срок. Общественное питание на круизных лайнерах организовано по-разному, в зависимости как от количества и национальной принадлежности экипажа и пассажиров, так и от человеческого фактора. Это сейчас можно пойти на судне в кафе, бар, что бы подкрепиться в любое время, достать из маленького каютного холодильника баночку пива или пакет сока. А ведь были времена, когда всё это было в диковинку. Мало кто задумывается, а как раньше питались моряки во время долгих переходов, где и как хранили пищу, готовили её. Раньше матросы питались артелями, в состав которой входило несколько бачков, на бачок же приходилось 7 — 10 едоков. Матрос, накрывавший на стол в порядке очереди, звался бачковым. Надо сказать, что в целях экономии продуктов отходы не выбрасывались, из них готовился так называемый потаж — смесь всего, что осталось в виде пищевых отходов. Небольшой огороженный угол служил камбузом. Но не следует представлять камбуз, как место с аккуратными рядами полочек, шкафчиков, ящиков для посуды итд., а обеденный салоны для пассажиров, как роскошные залы с лепкой на потолках и позолоченными люстрами. К этому постепенно шло. Вот как описывает своё трансатлантическое путешествие на пароходе «Британия» знаменитый писатель Чарльз Диккенс. С его слов багаж втискивали в каюту так, как жирафа в цветочный горшок, а обеденный салон он сравнил с катафалком с окнами. Мясо и молоко брали на пароход «Британия» в первозданном виде: в грубо сколоченных деревянных ящиках, беспорядочно громоздившихся на палубе. По всему судну кудахтали куры, кричали утки, гуси, индюки, метались из угла в угол кролики. В загоне блеяли овцы и хрюкали свиньи, обреченные на съедение во время плавания. Неподалеку флегматично жевала сено корова — поставщица молока для детей и больных. Во время шторма, когда волны гуляли по палубе, многие представители «корабельной фауны» захлебывались, и их направляли на камбуз вне очереди. Под перевернутыми шлюпками хранились свежие овощи. Кстати, картошки не было, поскольку хранить ее в корабельных условиях тогда еще не могли. Но шли годы, и морские переходы стали не только атрибутом торговли между странами, всё больше людей стали путешествием или мигрировали, ища лучшей жизни. Именно с развитием пассажирского морского флота, начинается и комплексное внедрение кухонь, обеденных помещений на судах. И чем выше класс судна, тем более изысканным могло быть меню, чтобы удовлетворить вкус любого пассажира. Что говорить, если на «Олимпике» и «Титанике», например, была даже своя кошерная кухня, и кок, который готовил пищу исключительно для пассажиров евреев.
На то время, лайнеры «Олимпик-класса» были передовыми, в плане комплектации камбузов техникой, подручными Кошерная кухня на борту «Олимпика». средствами, провизией и персоналом. На борту было три обеденных салона, для всех трёх классов пассажиров. Так же для первого класса были отдельные кафе и рестораны, такие как: Ресторан A la carte, Парижское кафе, Пальмовые дворики. Даже меню для третьего класса предлагало большой выбор вполне качественной еды, в отличие от лайнеров других компаний.
Камбуз «Титаника» обслуживало большое количество поваров, а так же их помощников, и каждый занимался только своим типом блюд, не отвлекаясь на посторонние дела. Вся хозяйственная система камбузов было тщательно продумана. Дабы не тратить время на походы на склад, рефрижераторы, к кухням были подведены конвейерные лифты, по которым необходимый продукт или вещь поднимались с нижних палуб. Были установлены диковинные на то время аппараты по чистке картофеля, нарезке хлеба и овощей, которые делали это гораздо быстрее и лучше, чем человеческие руки. Различные миксеры, тостеры, мясорубки, гриль, всё, что сейчас кажется нормальным и обыденным технологическим кухонным оснащением, тогда казалось машинами сошедших со страниц книг Джуля Верна.
Кухни на судах подобного типа должны были быть устроены таким образом, чтоб обеспечивать едой около 3000 человек, а это порядком от 6 до 10 тысяч блюд. И с этим камбуз вполне успешно справлялся.

Камбуз и буфетные первого и второго класса.

Данные камбузы с кладовыми были объедены в одном большом помещении, растянувшиеся на всю ширину судна на палубе D. Оно располагалось прямо между обеденными салонами первого и второго класса. Разделение кухни по зонам позволяло правильно распределить обязанности и сосредоточиться поварам на определенном виде блюд. То есть, все кухонное пространство разграничивается исключительно лишь по способу приготовления. На одном и том же участке могут готовиться абсолютно разные блюда, единственное, что будет у них общее — способ приготовления (варка, жарка итд.). Кроме того, каждый технологический участок включает в себя место с набором не¬обходимых кухонных инструментов. Здесь так же, готовили пищу для старших механиков, офицерского состава, радистов, работников почты. Затем при помощи подъёмников (один в буфетной и два в самом камбузе) приготовленная пища поднималась в столовую для прислуги, ресторан А la Сarte, шлюпочную палубу или вниз, на палубу Е, в салон для старших механиков. С обеих сторон кухни располагались буфетные — это помещения для уже готовых блюд, которые там сервировались, а затем подавались на стол.

3aГлавный камбуз.(зеленый – камбуз, голубой – буфетная  2го, красный – буфетная 1го класса).

Вдоль правого борта располагалось помещение для мойки посуды, холодильная камера, помещение для разделки овощей, а так же хранилище угля на 30 тонн. Такое же хранилище было установлено и по левому борту, но на 21 тонну.

В задней части камбуза (в переднем левом углу турбинной шахты), была установлена спиральная лестница, ведущая наверх в буфетную на палубе В и далее на шлюпочную палубу в надстройку четвёртой трубы.
Остановимся немного на буфетных помещениях. В отличие от камбуза, где пищу приготавливали, в буфетных хранилась уже приготовленная еда. Здесь её раскладывали по тарелкам, сервировали, украшали, а так же поддержали её в тёплом виде. Готовили салаты и другие холодные закуски. Имелось подсобки для столовых приборов, тарелок, чашек итд. Вся буфетная была разделена на две зоны. В первой работали коки, а во второй официанты. Зона официантов дымовой шахтой третьей трубы разделялась на две части. Официанты обслуживали пассажиров соответственной части обеденного салона первого класса (правого или левого борта). Здесь же, по левому борту, располагались офисы главного стюарда и его второго помощника.
В поварской зоне были установлены металлические столы для уже приготовленных блюд, столы для приготовления легких закусок, салатов, нарезки хлеба итд. В задней части, примыкающей непосредственно к камбузу, удобно рас¬положились кладовки с серебряными столовыми приборами, фарфоровой посудой, бутылками и графинами. Хочется обратить внимание на находящуюся здесь лестницу, которая пронизывала всё судно от шлюпочной палубы и до палубы Е и ею пользовались в основном официанты и их помощники, что бы быстро добраться до нужного места. Рядом с лестницей имелся один из подъёмников, который поднимал еду вплоть до шлюпочной палубы.
Пройдя через камбуз, по направлению к корме, и выйдя через двустворчатые двери, мы попадаем в буфетную второго класса. Здесь по левую руку находилась пекарня, а за ней хлебная кладовая. С правой стороны – кондитерская и помещение для разделки мяса. Следуя далее по коридору, и обойдя турбинную шахту, мы попадаем в подсобное помещение, где хранились ножи, посуда, столовые приборы для обеденного салона второго класса.
Особое внимание следует уделить маленькому помещению сразу за мясным цехом. Это типография. Именно здесь печатались меню ресторанов, различные буклеты для пассажиров и «Atlantic Daily Bulletin» — газета, выпускающаяся на борту «Олимпика» и «Титаника».
И немного о размерах и дизайне главного камбуза . Общая длина составляла около 48 м, ширина 28 м. Переборки, перегородки кладовок были выкрашены в белый цвет. На полу ребристая глиняная плитка. Всю кухонную технику поставляла ливерпульская фирма – «Генри Уилсон и Ко».

2                          Буфетная первого класса на борту «Олимпика».

3

                                   Главный камбуз на борту «Олимпика».

Камбуз, буфетная третьего класса и экипажа.

Приготовление самой простой по составу пищи и в больших количествах это было главное требование к камбузу третьего класса. Здесь не было больших площадей, множества кладовок для хранения разнообразной пищи, в отличие от камбуза на палубе D. Это может показаться странным, ведь третий класс был самым многочисленным, следовательно, необходима большая кухня с большим количеством обслуживающего персонала. Но камбуз по площади был не больше чем одна пекарня из первого класса. Он располагался по правому борту на палубе F. В дополнении к кухне были добавлены небольшие помещения для хранения и мытья картофеля, пекарня, отдельно пекарня для выпечки черного хлеба. Буфетные, как и в случае с первым и вторым классом, расположили непосредственно за обеденным салоном по обеим сторонам от настила бойлерной №2.
И совсем немного информации я смогла найти о камбузе для экипажа (кочегарах, матросах, грузчиках итд). Только то, что он находился на палубе С. Там были установлены две электроплиты и три бойлера, для готовки на пару. Напротив камбуза был небольшой продуктовый склад. Буфетная не предусматривалась.Пожалуй, по камбузам всё. Переходим к наиболее обширной теме – общепит.

4
Камбуз и буфетные третьего класса (справа). Камбуз для членов экипажа.

Обеденные салоны, кафе и рестораны.

Как я уже писала, все обеденные салоны были разделены по классам. В первом классе было обычное расположение столов характерное для современных ресторанов. Небольшие столики могли вместить от двух до восьми или десяти человек, хотя в центре зала стоял большой стол на 12 человек. Обеденные залы второго и третьего класса, были выполнены в более традиционных для пассажирских лайнеров стилях – длинные ряды столов со стульями с обеих сторон.
Обеденные залы были привычным местом, где пассажиры принимали пищу, т.к. питание входило в стоимость билета. Для пассажиров путешествующих большими компаниями была предоставлена услуга по бронированию столиков и мест. Но это относилось только к первому и второму классу.
А теперь остановимся немного детальней. И по традиции начинаем с первого класса.

Вторая часть

Третья часть

Реклама