Обеденный салон первого класса.

Несомненно, это самый роскошный и большой обеденный зал того времени. Он располагался на палубе D, сразу за Ресепшеном. За 115 столиками свободно могли разместиться 554 персоны за один раз. Пассажиры сидели в уютных креслах, по 2, 4 или 6 человек, и ели из изящных фарфоровых тарелок, украшенных логотипом «Уайт Стар Лайн». Салон открывал двери для посетителей в восемь часов утра, когда элегантно одетые леди и джентльмены не спеша подтягивались на завтрак, рассаживаясь за столиками семьями или по интересам. В 10 утра салон закрывался, и сразу же начиналось приготовление к ланчу, на который всех ждали к часу дня. Наиболее помпезная и яркая жизнь обеденного салона начиналась в 19-00, когда сюда на ужин сходились все сливки «титаниковского» общества. Здесь можно было увидеть и шикарные платья последних моделей, и элегантные смокинги, блеск золота и драгоценностей. Всё чем можно было удивить и похвастаться пассажиры демонстрировали именно здесь. Одним словом – бомонд. Неспешные беседы, изысканные блюда и напитки являлись неотъемлемой частью вечер¬него обеденного салона. Шеф-повара старались изо всех сил, чтоб угодить вкусу самому привередливому посетителю. Официанты привозили блюда в зал на сервировочных столиках из буфетной, находящийся сразу за обеденным залом. Салон закрывали в одиннадцать часов вечера. Интересно, но детей допускали сюда, только тогда, когда была уплачена за них полная стоимость ужина, а так же при наличии свободного места.
Формально что бы пройти в обеденный зал, необходимо было соблюдать дресс-код. Для этого даже давали спецсигнал за полчаса до ужина, чтоб пассажиры могли пойти в свои апартаменты и успеть подготовиться и переодеться. Но на это правило закрывали глаза, если пассажир только что поднялся на борт или наоборот, скоро будет сходить.
Что бы ни пропустить ланч или ужин пассажиров на трапезу созывал судовой горнист. В публичных же местах (курилка, гостиная итд) на ужин так же приглашали стюарды. Вдруг кто-то не услышал горн, играя в карты, читая книгу или просто заговорившись с друзьями. Пассажиры пожелавшие поужинать немного позже обычного могли прийти и быть обслужены в любое время, вплоть до 20.15. Но для этого было необходимо оставить днём заявку помощнику старшего стюарда. И ещё одно интересное правило. Если судно прибывало в Нью-Йорк после восьми часов вечера, то пассажир спокойно мог остаться на борту на ночь, и покинуть судно после завтрака на следующее утро.
У стены, граничившей с дымовой шахтой второй трубы, стояло пианино. На нём никогда не играли во время ужина. На «Титанике» его музыку услышали лишь один раз – 14 апреля, во время воскресной молитвы.
Воскресная молитва проходила именно здесь, в обеденном зале, в половине одиннадцатого утра. Обычно её проводил капитан, но если среди пассажиров первого класса был священник, и он изъявлял желание провести молебен, то никто не был против. Но не все пассажиры могли здесь присутствовать, а только первого класса. Для других классов, воскресный молебен проводил судовой священник в публичных местах соответственно их классу. В среднем церемония длилась 45 минут.
И немного о дизайне. Весь обеденный зал был декорирован в стиле Жакоб. Данный стиль был очень популярным в начале XVIIв. в Англии. Потолок и стены оштукатурены и выкрашены в белый цвет. На стенах узорчатый рез¬ной молдинг, потолок украшен лепниной. Два ряда иллюминаторов закрывали витражные стёкла, которые вечером подсвечивали изнутри, создавая иллюзию дневного света. Пол выстлан разноцветным линолеумом. Вдоль стен стояли несколько сервантов с фарфоровой посудой. Дубовая мебель, стулья, оббитые зеленой кожей, колонны и арки только подчеркивали всю изящность и богатство обеденного зала.

5

6
Обеденный зал первого класса на борту «Олимпика»

Ресторан A la Carte и Парижское кафе.

Идея установить на «Олимпике» ресторан на 140 мест – где посетители могли заказать то, что они хотели, и не ограничиваться стандартным меню обеденного салона – изначально была воспринята критиками скептически. Многие посчитали это ненужной, да ещё и дорогостоящей роскошью. Хотя у руководства «Уайт Стар Лайн» на это был свой взгляд. Оно решило поэкспериментировать с подобным заведением у себя на лайнерах, так сказать побаловать пассажиров, но настоящий мотив, скорее всего, был банален – прибыль. Среди сотен пассажиров всегда найдутся такие, которые захотят покушать и не в часы работы обеденного зала или может просто будут неудовлетворенны его меню. Были пассажиры, которые покупали билет, в стоимость которого не входило питание. Так же, отчасти, установка ресторана A la Carte решала проблему отсутствия свободных мест в обеденном зале в вечернее время, т.к. часть пассажиров могла перейти сюда и свободно разместиться за круглыми столиками. Билет первого класса служил пропуском в ресторан в любое время. Только здесь приходилось платить из своего кармана, а счёт выставлялся в конце путешествия.
Как я и говорила в A la Carte можно заказать всё, что душе угодно. Если высокопоставленный господин почувствует голод после игры в сквош или дамы проголодаются после долгой прогулки по променаду, они всегда могли воспользоваться услугами ресторана. Здесь часто заказывали столики небольшие компании. Изюминкой заведения считалось индивидуальное меню, которое составлялось под конкретного пассажира на каждый день (по желанию). Для этого даже могли распечатать в типографии персональное меню.
Вот как описывает ресторан пассажирка первого класса М. Дуглас :
«… Меня восхитили столики, украшенные композициями из розовых роз и белых ромашек… Женщины, в своих красивых мерцающих платьях из атласа и шёлка, а мужчины были манерны и безупречны в стиле … Струнный оркестр, играющий музыку от Пуччини до Чайковского… А блюда были просто превосходны. Здесь вам икра, лобстер, перепела из Египта, яйца ржанки, виноград и свежие персики…». А Леди Дафф Гордон была поражена увидев в меню свежую клубнику и это в апреле месяце посреди Северной Атлантики.
За высочайший уровень обслуживания A la Carte прозвали «Ritz» в честь фешенебельного ресторана при парижском отеле «L’hôtel Ritz». Возможно, именно с этого момента слово «Ritz» стало окончательно ассоциироваться со словом «роскошь» (позже английский язык обогатился прилагательным «ritzy», что означает элегантный и модный).
Располагался ресторан в кормовой части палубы В, и был рад видеть своих посетителей с восьми утра до позднего вечера. Интерьер был выдержан в стиле Людовика XVI.
«Уайт Стар Лайн» угадало с рестораном. Он быстро стал популярным и навсегда покорил сердца и желудки многих пассажиров. В виду этого на «Титанике» решили расширить A la Carte за счет сокращения прогулочных палуб второго класса, находившихся снаружи ресторана. Да и ещё решалась причина курьезных и забавных моментов, которые случались на «Олимпике» до его перестройки. Например, некоторые пассажиры первого класса «Олимпика» жаловались, что им было не совсем комфортно вкушать самые изысканные блюда в дорогом ресторане, пока за ними пристально из окон наблюдают прогуливающиеся снаружи пассажиры второго класса.
Абсолютным новшеством на «Титанике» стало кафе, выдержанное в силе французских уличных кафетериев – Парижское кафе. Большие панорамные окна, плющ и другие растения, обвивающие решетчатые белые панели на стенах, свежий морской бриз, аромат свежеприготовленного кофе только усиливали впечатление от путешествия. Столики и стулья, установленные группами вдоль стен, лёгкие десерты и напитки, а по вечерам приглушенный свет, всё это создавало неповторимую интимную обстановку. Поэтому, Парижское кафе снискало свою популярность именно у молодых пассажиров первого класса. Относительно ресторана и обеденного зала, кафе было небольшим помещением (25мx5м), более похожим на отдельную прогулочную палубу. В обоих концах кафе были установлены серванты с посудой, а у входа ещё и большой круглый буфет.
Всего кафе могло вместить 68 посетителей. Заведение открывало свои двери всем желающим с восьми утра и до одиннадцати вечера. Пассажирам первого класса приходилось платить за посещение кафе, поскольку и кафе, и ресторан были частной собственностью. Управляющий — Гаспаре Антонио Пьетро Гатти, более известным как Луиджи (итальянский эмигрант, зарекомендовавший себя отличным лондонским ресторатором). У Гатти был свой собственный штат поваров и официантов, которым он платил из собственного кармана, так как они не являлись сотрудниками «Уайт Стар Лайн». Большинство из них были итальянцами и французами. Гатти погиб вместе с «Титаником», как и почти весь его персонал из 66 человек.

На «Олимпике» изначально не было подобного кафе. Его добавили во время шестимесячной модернизации и перестройки лайнера, которая началась в октябре 1912 года. Главной задачей было устранить дефекты конструкции и повысить безопасность судна. Так же как и на «Титанике», его разместили на палубе В, рядом с рестораном À la Сarte.
Ещё пару слов о камбузе ресторана и кафе. Это было довольно просторное помещение с буфетной. Кухня была оборудована всем необходимым для самостоятельной работы и быть, практически независимой от главного камбуза на палубе D. Оба камбуза сообщались при помощи винтовой лестницы для персонала и лебёдки для подъема готовых блюд или продуктов. К комплексу кухни относились ещё помещения со свежими цветами, фруктами, рыбой, кондитерская, мясная, винная, офис шеф повара.

7
Схема расположения Ресторана A la Carte (красный), Парижского кафе (голубой) и камбуза (зелёный) на «Титанике». Палуба В.

Обеденный салон второго класса.

Сразу за главным камбузом на палубе D по направлению к корме рас-кинулся обеденный салон второго класса. 22 метра в длину и шириной во весь корпус, зал одновременно мог разместить 346 пассажиров. В случае если мест не хватало, то некоторые столы можно было раскрыть (стол-книжка), что увеличивало количество посадочных мест до 394-х.
Весь салон был обшит дубовыми панелями и его интерьер очень напоминал ранний Английский стиль. Установлено рядами 44 обеденных стола. Те столы, что стояли по центру зала, были ориентированы в продольном направлении, а по бокам, в перпендикулярном по отношению к центральной линии судна. Подобное расположение довольно таки об-легчало работу официантам, разносящим блюда. Дубовые стулья с сидушками, оббитые красной кожей, были привинчены к полу, дабы избежать движения или падения во время сильной качки.
К ужину пассажиров созывал гонг. Конечно, такого разнообразия в меню, как в первом классе, не наблюдалось, но в качестве приготовленных блюд сомневаться не приходилось. Ведь вся пища для пассажиров первого и второго класса, можно сказать, готовилась в одном ко¬телке.
У перегородки, ограничивающая лестницу для пассажиров от остального зала, стояло пианино для Воскресного молебна.
К сожалению, больше информации по салону мне найти не удалось, поэтому предлагаю перейти к третьему классу.
8

Обеденный салон третьего класса.

Данный салон располагался в центре лайнера на палубе F, между водонепроницаемыми перегородками G и J. Перегородка Н делила его на две части (носовую и кормовую). Носовая предназначалась исключительно для семейных пар или женщин, путешествующих в одиночку, а кормовая – для мужчин.
Зайдя в столовую, пассажиры могли растеряться, подумав, а не ошиблись ли они классом. Впервые для них была обустроена полноценная столовая по всем принятым тогда нормам, а не часть трюма или склада, без окон, как на судах ранее. Ряды иллюминаторов и вытяжки обеспечивали хорошую вентиляцию
Все пассажиры рассаживались за длинными столами, расставленными в несколько рядов, и официанты начинали разносить блюда. Каждый пассажир имел свое персональное место. Его номер был указан в посадочном билете и миграционной карте. На столах находились салфетки, полотенца, столовые приборы и меню, которое затем можно было забрать как сувенир. Приправы стояли в центре каждого стола. Для многих эмигрантов подобный сервис был в диковинку и вызывал бурю восторга. Именно в такие моменты они могли себя почувствовать значимыми и важными людьми.
На стенах были развешаны плакаты, знакомящие людей с правилами поведения в столовой, личной гигиены итд. Отдельный стенд был с плакатами и брошюрами от «Уайт Стар Лайн», на которых указывались лайнеры и их маршруты по всему миру. Это и понятно, таким образом, целевую аудиторию знакомили с предлагаемыми направлениями миграции, ведь львиную долю дохода компа¬ния получала именно от перевозок данной категории пассажиров.
Меню третьего класса соответствовало меню второго на других судах того времени. Здесь вам свежие фрукты и овощи, супы, салаты, горячие закуски итд. И вся еда отменного качества. В буфетной кофе, чай, молоко, холодная и горячая вода были доступны целый день. Столовая не могла вместить одно¬временно всех пассажиров третьего класса, а только 474 человека. Поэтому питание проходило в два захода с интервалом 45 — 60 минут.
9
Обеденный салон третьего класса на «Титанике». Палуба F.

Первая часть

Третья часть

Реклама