Перевод с английского Деревянко Натальи.

Оригинал статьи

www.titanic-cad-plans.com/wp-content/uploads/2010/06/Titanic-Name.pdf

Вступление.

Всем тем, кто только начинает изучать «Титаник» всегда интересно, каким образом наносилось название судна. Некоторые полагают, что название состояло из отдельно прикрепленных к корпусу букв, но это ошибка. В данной статье мы детально разберём метод нанесения имени на судно.

Характеристика.

Подробное описание размера букв и их расположение можно найти на такелажном плане «Титаника». На первом скриншоте показано название судна на его носу. Высота букв 18 дюймов (45 см).

Безымянныйvrd

На втором скриншоте видим описание названия на корме. Высота букв названия так же 18 дюймов, а высота букв порта приписки 12 дюймов (30 см). На данном чертеже возле размеров букв, есть надпись — «cut in», что означает «вырезано», «включено».  Было очень много споров о точном значении термина «cut in». Одни считали, что таким образом буквы были вырезаны в стальном листе, другие же утверждали, что это художественный термин, означающий, что буквы наносились при помощи трафарета, создавая четкие линии букв. В следующем разделе мы поймём верные ли эти утверждения или нет.

Безымянныйvrdd

На 3 и 4 скриншотах можно рассмотреть сами названия на носу и корме. На третьем скрине корпус в сером цвете, и на его фоне название кажется немного темнее, возможно покрашено черной краской. На четвертом фото корпус и название покрашены в родные цвета. Из-за того, что название и порт приписки выкрашены в жёлтый цвет, они вышли на снимке не четкие.

БезымянныйvrddeБезымянныйvrddee

Нанесение названий.

В начале 2000х на многих форумах, посвященных «Титанику», массово обсуждались различные вопросы постройки судна.  Споры о том, как же наносились названия на корпус, занимали весомую часть. Проблема заключалась в том, что не было достаточно подтвержденной информации, а только фотографии. Но нам повезло. Помог один человек, который работал на верфи «Харланд энд Вольф» на сборке корпусов в далёкие 1960е. Вывод, который можно сделать из его постов был таков, что метод нанесения названий в 1960е, остался такой же, как и  был в 1911 году, когда строился «Титаник». Было бы разумно возразить ему, если б этот метод использовал современные технологии и инструментарий. Но в методе, описанным этим человеком, не было ничего такого, с чем бы ни справились в начале 20 века.

Так что же написал бывший рабочий верфи? Некоторые термины, которые он использовал, могут быть не точными, но я объясню общий смысл.

Один человек из команды рабочих, которые устанавливали листы обшивки, наносил название при помощи детального рисунка (чертежа). Затем его помощник по контуру через каждый дюйм выбивал лунки и наводил буквы куском мела, чтобы выделить их. После этого работу передавали в руки чеканщиков. Из-за неимения пневматических молотков, несколько чеканщиков, используя только молотки и алмазные зубила, соединяли лунки между собой, выбивая бороздки необходимой глубины.

Для более легкого понимания процесса, разложу по пунктам.

  1. Буквы названия отмечались на стальном листе обшивки после его установки на корпус и закрепления с другими листами, а не до того.
  2. Рабочий бригады сборщиков корпуса при помощи трафаретов, которые изготовили в чертежном отделе верфи, наносил контур букв в полную величину. На заготовках находились метки, которые использовались для того, что бы правильно разместить трафареты на корпусе.
  3. Помощник, используя кернер*выбивал лунки вокруг букв с интервалом 1 дюйм. Эти лунки тяжело увидеть, поэтому используя специальный мел, помощник выделял буквы для следующего этапа.
  4. Далее член уже другой команды – чеканщиков, используя молоток массой 2 фунта (~1кг) и зубила соединял это лунки вокруг букв, делая насечки контура букв необходимой глубины.
  5. Теперь наружный контур букв создан.

Камнем преткновения в спорах, до того как мы узнали о самом процессе нанесения букв, был пункт о том, вырезались ли эти буквы полностью в листе обшивки или просто выбивался контур, который затем закрашивался маляром. Ответ обнаружили на фотографиях «Номадика» — тендера для «Титаника», который так же был построен на верфи «Харланд энд Вольф», в то же время когда и «Олимпик» с «Титаником». На данном скриншоте вы видите название порта приписки – Шербур (CHERBOURG), которое закрашено белой краской и практически невидимо. «Шербур» выбито сразу под названием «Номадик». Ниже увеличенный фрагмент с буквами «Н» и «Е», по которым видно, что только наружный контур каждой буквы выбит на стальном листе.

_________________________________________________________________

Ке́рнер, керн — ручной слесарный инструмент, предназначен для разметки центральных лунок (кернов) для начальной установки сверла и иной визуальной разметки. (прим. переводчика).
_________________________________________________________________

Безымянный

Расположение букв.

Несколько слов хочу сказать о расположении букв на корпусе. Название судна наносилось под наклоном, параллельно краям листа обшивки. Это хорошо видно по верхушкам букв «Т». Кроме того, каждая буква была наклонена вперед, чтобы компенсировать рост седловатости. Если бы они были перпендикулярны к краям листа, то, казалось бы, что буквы наклонены к корме.

Кормовая надпись наносилась, учитывая кривизну кормы, поэтому буквы были слегка наклонены.

БезымянныйvБезымянныйvr

 

Данный перевод выполнен специально для

«Анатомии Титаника» https://titanicanatomy.wordpress.com и

При копировании материала полностью или частично ссылка на сообщество обязательна.

 

 

 

Реклама