Метки

Деревянко Наталья

Задавшись вопросом разобраться, какие же флаги висели на мачтах и такелаже «Титаника», я наткнулась на пласт неточной, а иногда вообще не правдивой информации, как в книгах, так и в интернет-источниках. Не знаю, почему это вызвало столько недочетов, ведь большинство флагов хорошо видны на архивных фотографиях. Характерный пример это путаница с «Лоцманским флагом», который, как утверждают многие источники, был поднят над мостиком, когда «Титаник» покидал Саутгемптон, а просмотрев фотографии, мы не его увидим. Та же история, но ровным счетом наоборот, только с брейд-вымпелом «Уайт Стар Лайн», которого не было на «Титанике», но его упорно «поднимают» на мачте  многие историки и художники. Итак, что бы лучше понять данную тему, вооружимся книгами и фотографиями, и попытаемся самим разобраться.

Синий кормовой флаг.

Как понятно из самого названия, данный флаг вывешивался на корме в дневное время, что бы можно было понять к какой стране принадлежит судно. Он состоит из синего полотна с «Union Jack» (флаг Великобритании) в верхнем левом углу.

Но что  это за флаг и что он означает? Для этого нужно вернуться в XVI век. Британия при королеве Елизавете становилась морской державой, и её флот требовал организации. Соответственно, он был разделён на три эскадры, которые получили собственные флаги – красный, синий и белый, в крыже которых находился флаг Англии, то есть красный георгиевский крест на белом поле. Авангардом или Белой эскадрой командовал вице-адмирал, основными силами или Красной эскадрой – адмирал, арьергардом или Синей эскадрой – контр-адмирал.

В 1707 году, после объединения с Шотландией, изменился британский флаг – к нему добавились синее поле и шотландский белый Андреевский крест, а с 1801 года, после присоединения Ирландии, ещё и красный Андреевский крест, после чего британский флаг приобрёл современный вид. Все эти видоизменения, разумеется, отражались и на флотских флагах.

Тем временем, флот рос, усложнялась его организация, количество адмиралов увеличилось до девяти, с хитрой системой старшинства. То есть, ещё в XIX веке на корме британского корабля мог оказаться флаг, как красный, так и синий, и белый.

Ситуация радикально изменилась после реформы 1864 года. С этого года, единым флагом Роял Нэви стал Белый кормовой – именно он теперь обозначал принадлежность корабля к военному флоту Его (Её) Величества. Синий кормовой стал использоваться как служебный морской, но, прежде всего, именно на его основе стали создаваться флаги многочисленных британских доминионов, колоний и владений. Красный кормовой же стал использоваться торговыми судами, в том числе и британских колоний с доминионами.

Флаги после реформы 1864 года.

Немного разобравшись, возвращаемся к «Титанику». На корме судна мы видим Синий кормовой, который выдавался Адмиралтейством и означал, что капитан и, по крайней мере, 10 человек рядового или офицерского состава являются членами резерва ВМС Великобритании (а капитан Дж.Смит являлся таковым).

На фотографиях 1911-12 годов хорошо виден 15-футовой Синий кормовой флаг на флагштоке «Титника» и «Олимпика».

С 1914 года появляется 21-футовый флаг, известный ещё как «праздничный» или «воскресный» флаг. Но, по всей видимости, его не часто использовали, т.к. встречается лишь на нескольких фотографиях «Олимпика».

Синий или красный кормовой флаг поднимали и на фок-мачте, когда судно находилось в британских водах – например, на фото «Титаника» от 4 апреля в порту Саутгемптона флаг хорошо виден. В данном случае обычно использовался 9-футовый флаг.Флаги были подняты в знак приветствия экипажем жителей Саутгемптона.

1s

e1e55f45a588847b083beb9fc2dae484

Государственные флаги США и Франции.

Государственные флаги на фок-мачте часто, но неправильно называют «флагом страны назначения». Но это скорее «приветственный» флаг, которым команда показывает своё уважение к принимающей стране. Обычно его поднимали во время входа судна в порт, и реял он на протяжении всей стоянки.

Флаг США  поднимался ещё в Саутгемптоне, и продолжал висеть вплоть до входа «Титаника» в территориальные воды Франции, где его на время посадки пассажиров в Шербуре меняли на французский. В случае с «Титаником», который прибыл в порт за 15 минут до захода солнца, все флаги ещё были подняты, а покидал уже после наступления темноты, поэтому все флаги спустили. На следующее утро, вновь был поднят американский флаг, и даже во время стоянки в Квинстауне его не опускали. Ирландия, не была в то время суверенной страной, да и англичане не особо уважали ирландцев по причинам, которые не относятся к теме данной статьи, но факт остаётся фактом – никакого уважения не демонстрировалось.

Вечером того дня флаг опускался и поднимался в третий раз уже на подходе к порту Нью-Йорка. Государственный флаг США (с 46 звездочками на то время) реял ежедневно с 8 утра и до захода солнца, в течение всего времени проведенного судном в порту.

Вымпел компании «Уайт Стар Лайн» (а).

Реял на главной (кормовой) мачте «Титаника». Как и любой другой флаг поднимался в 8 утра и опускался с заходом солнца. Подобный флаг (но немного не такой формы) был логотипом компании и его размещали на многих столовых предметах, бумаге, рекламных буклетах и т.д. на судне. Но не стоит его путать с других очень похожим флагом, а именно брейд-вымпелом (б), который могли поднять только коммодоры. От обычного узкого вымпела компании он отличался более коротким и широким вымпелом с косицами. «Уайт Стар Лайн» в 1889 году официально отменила на всех своих суднах ранг коммодора, возобновив его только в 1922 году. Его получил капитан «Маджестика» Бертрам Хейс.

а)

3

б)

3l

Вымпел Королевской почты и флаг Почты США.

Данные флаги поднимались на судах компании, которая заключила контракт с правительством на перевозку почты Великобритании и США. Флаги информировали, что почту необходимо выгрузить без задержек. Обычно поднимали на такелаже кормовой мачты. Судно, имеющее вымпел Королевской почты, к своему названию имело приставку RMS (королевское почтовое судно,например, RMS TITANIC).Вымпел Королевской почты поднимался в Саутгемптоне и опускался после выгрузки почты в Нью-Йорке, затем его меняли на флаг почты США, который реял до самого Саутгемптона.

 

Лоцманский «Юнион Джек».

Этот флаг всё тот же «Юнион Джек» (флаг Великобритании) только с белой каймой. По состоянию на 1894 год, флаг использовался как сигнал, что судну требуется услуги лоцмана (но только если флаг реял с носовой мачты или фала). Тем не менее, в 1900 году Международный комитет по своду сигналов рекомендовал не использовать лоцманский «Юнион Джек», а переходить на флаг под кодом «S», который нес то же значение.

«Титаник» и «Олимпик» подняли этот флаг только в торжественных случаях, когда  были украшены гирляндой из сигнальных флажков перед первым рейсом. На той же фотографии от 4 апреля на носу «Титаника» поднят лоцманский «Юнион Джек».

2p

8

Лоцманский флаг.

Использовался только в британских водах и более известен как  «лоцманский флаг 1808 года». Вывешивался над капмостиком и означал, что лоцман уже на борту (в отличии от лоцманского «Юнион Джека»). Вопреки тому, что этот флаг указывается как поднятый во время выхода «Титаника» из Саутгемптона, но это не так. Флаг так же не был поднят и во время первого рейса «Олимпика», хотя на некоторых фотографиях из карьеры лайнера его можно увидеть.

9

Лоцманский флаг на «Олимпике» 1912 год.

10

11

    «Титаник» покидает Саутгемптон. Лоцманского флага нет.

 Сигнальные вымпелы и флаги.

Во время стоянки в Саутгемптоне, «Титаник» был украшен гирляндой из вымпелов и флажков, но разобраться, что они означают довольно тяжело, т.к. фотографии черно-белые. Да и сама система оповещения с помощью флажков это целая наука и бегло её не рассмотришь, а со временем менялся их вид и значение. Наиболее расширено вы можете почитать, найдя соответствующую тему в интернете.

Итак, подведём итоги. А вместо тысячи слов — наглядная демонстрация)

flags

Источники:

Одесса 2016

Реклама