Метки

Часть первая.

Во время морских походов, а так же в случае боевых столкновений экипажам кораблей часто требуется неотложная медицинская помощь. Тогда на помощь раненым или терпящим бедствие приходят госпитальные суда. Но что это за суда? Что по поводу госпитальных судов пишет Википедия?

Госпитальное  судно —  судно специальной постройки или переоборудованный пассажирский лайнер,  предназначенный для перевозки раненых. Деятельность госпитальных судов определялась Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 годов.

Но неужели до конца XIX начала XX вв. госпитальных кораблей не существовало или в них не было необходимости? Думаю, данная работа ответит на многие ваши вопросы.

Первые упоминания о госпитальных судах относятся к античной эпохе. По историческим «скрижалям» известно, к примеру, что ещё в V веке до нашей эры в составе Афинского флота состояло специальное судно под названием «Therapia», предназначенное для оказания врачебной помощи морякам, а также для лечения и эвакуации больных. В Древнем Риме боевые действия на море обеспечивало судно соответствующего назначения «Aescularius».

Более определенные указания о судах мед. назначения содержались в материалах об испанской «Непобедимой Армаде» (XVI в.), где упоминается о «85 медиках и хирургах для госпитальных судов». В течение XVIII в. суда мед. назначения появились во всех крупных флотах и служили для эвакуации больных и раненых во время колониальных экспедиций и морских войн. Специального переоборудования судов не проводилось, медицинская помощь, лечение и уход за моряками на них были самыми примитивными. Основным тактическим приёмом использования судов медицинского обеспечения в этот период являлось сопровождение боевых кораблей. Госпитальные суда включались в походные порядки эскадр в период плавания, а в ходе сражения находились во втором эшелоне. Эта тактика способствовала быстрой эвакуации раненых и больных с боевых кораблей и облегчала охрану и оборону специальных плавсредств от неприятеля. Первым судном, полностью отвечающим требованиям медицины своего времени, считается английский парусник «Belle Isle» (1856г), предназначенный для обслуживания эскадры в войне Англии с Китаем.

Первое широкое применение судов для эвакуации и лечения больных и раненых имело место во время гражданской войны в Северной Америке (1861—1865), когда только федеративная армия для этих целей имела около 25 крупных речных и морских судов. Хотя по-настоящему первое госпитальные суда появились в 1870м году и по своему назначению они соответствовали полевым (дивизионным)  госпиталям сухопутного военного ведомства. В русско-японскую войну (1904—1905гг.) в составе японского флота было 5 госпитальных судов и большое количество временно приспособленных судов для перевозки больных и раненых. Разбросанность морских театров военных действий в первую мировую войну потребовала от воюющих морских держав, в особенности от Англии, оборудования большого количества судов мед. назначения самых различных размеров и типов

До первой половины 18 столетия специальных мер по оказанию помощи и спасению раненых при гибели корабля не предпринималось. В 1780 году между Францией и Англией была установлена договорённость об особом флаге, гарантирующим судам перевозящих раненых и пленных неприкосновенность, но только при условии отказа от приёма на борт военных, контрабанды или иных военных грузов. В этом же договоре впервые оговорен принцип неприкосновенности медперсонала и священнослужителей. Пакт был заключён лишь на одну определённую войну и поэтому уже к 1799г. во время экспансии Бонапарта в Египте англичанами был захвачен французский корабль с медицинским обеспечением для армии. Подобный договор был позднее заключён между Англией и  Северо-Американскими Соединёнными Штатами.

В 1886 году на Женевской конференции был поднят вопрос о распространении принципов красного креста на морскую войну, но определить, необходимые формулировки в тот год не получилось. Во время Австро-Итальянской войны, во время сражения при Лиссе итальянцами было обстреляно небольшое австрийское судно, которое приблизилось к тонувшему итальянскому линейному кораблю для спасения экипажа. Этот случай стал предметом для обсуждения на парижской конференции Красного Креста в 1867 году, где опять были высказаны идеи за распространение конвекции Красного Креста на флот. Во время франко-прусской войны новая конвекция еще не была утверждена и принята воюющими сторонами только как временный договор для данной войны. Эти же принципы были приняты и Россией и Турцией для войны 1877-1878 годов, а так же  республиками Перу и Чили в 1880 году, когда впервые госпитальное судно, эвакуирующее раненых, было отпущено из заблокированного порта. Во времена японско-китайской войны госпитальные суда были единственным средством Японии лечения и эвакуации больных, это обстоятельство лишь ускорило принятие международного соглашения о деятельности госпитальных судов.

12

Окончательное решение этот вопрос получил на гаагской международной конференции в 1899 году, по статусу которой госпитальное судно в общих чертах должно соответствовать следующим главным требованиям:

  • О госпитальном судне должно было быть сообщено обеим воюющим сторонам. Судно должно быть занесено в спец. реестр, как госпитальное.
  • Судно должно быть выкрашено в белый цвет и иметь вдоль борта полосу красного цвета, если оно снаряжено на частные средства или общественной организации (например, Красный Крест) и зелёную, если судно снаряжено за счёт правительства.
  • Шлюпки госпитальных судов, а также мелкие суда, в случае
    исполнения ими госпитальной службы, для отличия окрашиваются
    подобным же образом.
  • Судно должно нести два флага: национальный и под ним флаг красного креста.
  • Должно иметь так же красные кресты на видных местах.
  • Судно может быть остановлено и осмотрено не только судами воюющих сторон, но и судами нейтральных держав.
  • Судно обязано оказывать помощь всем в этом нуждающимся в  не зависимости от принадлежности.
  • Судно не имеет право оказывать какое-либо содействие носящее военный характер (вмешиваться в боевые действия или препятствовать вражеским боевым судам).
  • Весь личный состав судна неприкосновенен.
  • В случае нарушения гаагской конвенции судно лишается всех своих прерогатив и автоматически становилось вражеским и может быть уничтожено на законных основаниях. Однако, преднамеренная атака и уничтожение госпитального судна, отвечающего всем требованиям, считалось военным преступлением.
  • Нарушения со стороны одного госпитального судна даёт право не признавать и за всеми прочими госпитальными судами врага их прав.

Наибольшее применение госпитальные суда получили в ближайшем после гаагской конференции усмирении боксерского движения в 1900-1901 годах, в котором приняли участие суда  всех главных государств Европы. В китайских водах тогда действовали госпитальные суда Франции, Германии, США, Японии, Англии и России. Все суда были оборудованными правительствами или отделами Красного Креста соответствующего государства. Иностранные державы в основном приспосабливали под госпитальные суда военные корабли, утратившие боевое значение или переоборудованные коммерческие суда, лишь у Японии к тому времени были специально построенные суда, заказанные еще после Симоносекского мира. Внутренний распорядок и  организация службы на госпитальных судах, снаряжённых на частные средства, вырабатываются учреждениями, ведающими торговым мореплаванием. Капитан и  личный состав судна нанимался на контрактной основе.

Не смотря на все соглашения во время Первой Мировой войны госпитальные суда неоднократно становились объектами для  атак подводных лодок.            1 февраля 1917 года немецкое морское командование объявило «неограниченную подводную войну». 1 марта 1918 года было торпедировано госпитальное судно «Гленарт Кастл», 20 марта – «Астуриас», 30 марта – «Глостер Кастл». 25 апреля Берлин предупредил, что госпитальные суда на атлантических трассах будут топиться. Поводом к этому заявлению послужили найденные у сбитого американского лётчика документы, в которых якобы указывалось, что американские военные летчики перевозятся через Атлантику на госпитальных судах под видом офицеров военно-медицинской службы. История потопления немецкой подводной лодкой U-86 британского госпитального судна «Лландовери Кастл» является одним из самых трагичных случаев за время ведения боевых действий на море в Первую Мировую Войну.

Госпитальные суда обычно имеют специальную окраску: горчичного цвета трубы, полностью белый корпус с продольной зелёной полосой, прерываемой тремя красными крестами. На мачте должен быть поднят медицинский флаг (белый с красным крестом). Это гарантирует судну безопасность от военных действий. Для проведения лечебно-эвакуационных мероприятий широко применялись санитарные транспорты и санитарно-транспортные суда.

Историю госпитальных судов я продолжу в историческом цикле, который будет посвящён морской военной медицине Российской Империи и СССР.

Но об этом позже…

 Вторая часть   http://bit.ly/2gjeQRy

Источники:

  • И.А. Овчинников «Красный крест на море» Санкт-Петербург, 1901г.
  • «Вестник Красного Креста» 1906г.;
  • А.Н. Цымбал «Суда медицинского назначения в современной российской фалеристике» // Военно-исторический журнал № 5,., Санкт-Петербург, 2015г
  • http://docs.cntd.ru/document/901949436
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/ Госпитальное_судно
Реклама