Метки

Рулевое устройство служит для изменения направления движения судна, обеспечивая перекладку пера руля на некоторый угол в заданный промежуток времени. Это довольно сложная система механизмов. Сюда входят само перо руля, баллер, румпель (в нашем случае секторный румпель), гельмпортовая труба, рулевая машина с рулевым приводом, фланцевое соединение, ручной привод. Сегодня я постараюсь не только вкратце, но и ясно объяснить что здесь к чему)).

Руль — основной орган, обеспечивающий работу устройства. Он действует только на ходу судна и в большинстве случаев располагается в кормовой части. Основной элемент руля — его перо. Перо руля «Титаника» было широкой плоской пластиной, самой обычной конструкции. На заднем торце имелись цапфы, при помощи которых руль крепился к подобным цапфам рудерпоста и скреплялись между собой болтами. На первой и четвёртой цапфе имелись стопы, которые не давали повернуть руль более чем на 40° влево или вправо от центральной линии.

OLawvC_sT9s

Было решено остановиться для полубалансирном типе руля, т.к. это требовала форма ахтерштевня, расположение винтов и установки рулевого устройства меньшей мощности. Подобные рули устанавливались изначально на военные корабли, что обеспечивало отличные маневренные качества судна, а затем и на большинстве пассажирских лайнеров начала 20 века.
Руль «Титаника» состоял из шести частей, которые соединялись между собой при помощи болтов. Как и штевни, руль был изготовлен компанией Дарлингтон. Общая длина руля составляла 24 м, наибольшая ширина около 4,5 м. Вес 101 тонна.

aXA2GsE8t3w

Далее сверху перо руля соединяется с баллером — осью вращения руля. Баллер руля через гельмпортовую трубу входит в кормовой подзор корпуса. На верхней части баллера (голове) крепится на шпонке рычаг, называемый румпелем, служащий для передачи вращательного момента от привода через баллер на перо руля. Румпель «Титаника» представлял собой, как бы четверть круга (сектор) с зубьями по наружной стороне окружности. Зубья, расположенные по дуге сектора, входят в зацепление с зубчатой шестерней, которая через редуктор приводится во вращение от рулевой машины. Команды к приводу поступали непосредственно с капмостика, при помощи электрической передачи.

-P6CmbCpu3g

Баллер

Далее идёт рулевой привод. Это механизм, передающий на руль усилия, развиваемые в рулевых двигателях. Немного о рулевых двигателях. На «Титанике» было установлено два подобных двигателя (слева и справа от центральной линии). В работе был только один из них, второй использовали в случае поломки основного. Работу двигателей осуществлял поступающий от бойлеров пар под высоким давлением.
Можно представить такую ситуацию, что выходят из работы оба двигателя. Что же делать? На такой случай использовались система тросов, блоков и швартовых.

И напоследок о мифе, что руль «Титаника» был слишком мал для судна подобного типа, что могло стать причиной того, что лайнер не смог быстро увернуться от айсберга. Задумайтесь, «Олимпик» удивил всех своей маневренностью на ходовых испытаниях (как для судна подобных размеров), этот посредственный руль успел развернуть лайнер, чтоб протаранить субмарину в мае 1918 года, избежав тем самым торпедирования, а за 37 секунд до столкновения смог повернуть нос «Титаника» на 22,5 градуса.

Реклама