Многие пассажиры, которые могли себе позволить роскошь глобальных путешествий, часто отправлялись зимой в теплые страны и иногда встречали Рождество и Новый Год на борту лайнера. Но это было скорее вынужденной мерой нежели желанием встреть любимые праздники в иной обстановке.
Спасаясь от холодной английской погоды и желая зимой теплого солнца Австралии или Новой Зеландии, путешественники могли взойти на борт взошли на борт лайнера «Африка» (RMS «Afric», 1899) или «Готика» (RMS «Gothic», 1893). Маршрут долгого рейса проходил вдоль побережья Европы, вокруг Канарских островов и вплоть до Кейптауна в Южной Африке. «Готика» делала короткую остановку в Австралии, прежде чем отправиться в конечный пункт назначения в Новой Зеландии. Весь рейс занимал около 38 дней. К счастью, «Уайт Стар Лайн» удовлетворяла все потребности пассажиров и предоставляла разнообразное меню, особенно для Рождественского обеда. Помимо деликатесов, подаваемых на борту, обед включал традиционного гуся под яблочным соусом, мясные пироги и рождественский пудинг с соусом из бренди.
Сохранились праздничные меню, но, к сожалению, узнать более подробно, что происходило на борту во время празднования Рождества не удалось. Куда больше сохранилось данных о другом лайнере «Уайт Стар» — «Гомерике».
«Гомерик»
Немного истории. Перед началом Первой мировой войны трансатлантические путешествия процветали. «Уайт Стар Лайн», «Кунард»и «Норддойчер Ллойд» доминировали в морях. Борясь за своего пассажира компании заказывали большие, быстрые и более комфортабельные лайнеры, но «Золотому веку» океанских лайнеров суждено было закончиться в августе 1914 года. В ходе войны британские пароходства понесли огромные потери. С подписанием Версальского Соглашения Германия в качестве репараций наряду со многими другими немецкими судами, передает Великобритании ( а далее «Уайт Стар») два немецких лайнера: «Бисмарк», переименованный в «Маджестик», и лайнер «Колумбус», который позже переименовали в «Гомерик». Вместе с «Маджестиком», «Колумбус» дополнил потерянную тройку «Олимпик-класса».
После принятия в США жестких миграционных законов, ограничивающих количество прибывающим эмигрантов, рейсы «Гомерика» становятся нерентабельными. Судно не могло конкурировать со собратьями в скорости, поэтому изначально позиционировалось, как эмигрантское, с обширными помещениями для третьего класса. Теперь судно едва заполнялись наполовину. «Гомерик» не сняли с линии, ограничившись меньшим количеством рейсов в месяц. В начале 1930-х из-за экономического кризиса, количество пассажиров, пользующихся услугами морских перевозчиков ощутимо уменьшилось. Руководство компании решает перевести судно на набирающие популярность круизные линии по Средиземноморью. Как показало время, именно в этой роли «Гомерик» проявил себя наилучшим образом, заработав репутацию превосходного круизного лайнера.
Так, шаг за шагом, мы подобрались теме поста — Новогодние круизы. Впервые данное предложение появилось в рекламных брошюрах и афишах компании в конце 1933 года. Стартовавший 21 декабря, новый 16-дневный круиз обещал потенциальным путешественникам получить незабываемые впечатления на Рождество и Новый 1934 год. Помимо празднования самого Рождества в программу круиза входили исторические экскурсии в портах Северной Африки, Сицилии и Корсики.
К празднику, как и положено, судно украшали традиционными атрибутами — в фойе главной лестницы установили большую ель, потолок украсили гирляндами и цилиндрическими хлопушками в виде огромных конфет. Столы обеденных салонов и общественных помещений всех классов украшали свечи и композиции из омелы, остролиста, плюща. По воспоминаниям пассажиров, у них складывалось впечатление, что все судно пропахло ароматами ванили, индейки с клюквенным соусом и молодого гуся — традиционных британских рождественских блюд. На десерт подавали торт с глазурью и пирожки с сухофруктами. Под вечер свет некоторых люстр и ламп судна приглушали, создавая теплую, спокойную и таинственную атмосферу праздника.
И какой же Новый год без Санта Клауса! Несмотря на большие дымовые трубы, в которые без труда пролезет не только Санта, но и его упряжка, малыши все же беспокоились, что волшебник не поздравит их, ведь они находились далеко от своих каминов с весящими чулочками. Но на утро все опасения развеялись — Санта не забыл о детях и лично встречал маленьких путешественников, даря им подарки с пожеланиями быть здоровыми и послушными в новом году.
По всей вероятности, «Гомерик» успел совершить еще один Рождественский круиз на рубеже 1934-35 годов, но таких данных мне не удалось найти. В сентябре 1935 г. «Гомерик» был поставлен на прикол, затем продан на слом.
«Олимпик»
Есть совсем уж небольшая заметка о Рождестве и Новом годе на борту флагмана «Уайт Стар» — «Олимпика». Пассажирские зоны украшаются рождественскими композициями и новогодней атрибутикой, готовится праздничный обеда, есть упоминание о Рождественском концерте, который «было слышно во многих частях судна».
«Британник»
Единственное Рождество, которое встретил младший из трио «Олимпик-класса», стало Рождество 1915 года, во время первого рейса судна в качестве госпитального. Только благодаря личному дневнику доктора Гарольда Гудмана, в который он сухо записывал происходящее на борту, нам известно немного больше. Вот как он описывает увиденное:
Рождественская ночь преподнесла персоналу неприятный подарок. Судно попало в шторм, из-за чего во многих каютах опрокинулась мебель, разбилась посуда. Молоденькие медсестры настолько были поглощены наведением порядка в палатах, что даже не подали вида, что ужасно испугались. А на утро, когда непогода утихла, в честь праздника украсили обеденный зал падубом и омелой.
Праздничную атмосферу поддержали и коки, приготовив по случаю «Рождественское меню», в которое включили характерные для английской кухни блюда.
Сейчас, как и век назад, для Новогоднего круиза пассажиры предпочитают теплые направления. Понежиться в лучах солнца среди морозной зимы и встретить прекрасный семейный праздник Нового года и Рождества под пальмой с дедом Морозом в шортах — безусловно приключение, обещающее прилив положительных эмоций на весь предстоящий год. Но как бы вы не встречали Новый год — за домашним столом или на верхней палубе лайнера, пусть этот Новый год подарит любовь, здоровье, добро, финансов мешки, мир! C Наступающим, друзья!
Одесса 2018